E-Mail Русский | English
Онлайн путеводители для активного путешественника. Фото, видео, отели, рассказы, отзывы.
  •     
  • Рассказы
  •     
  • Поездка в Сирию, часть первая
  • Поездка в Сирию, часть первая

    В Сирии мы потратили 5 дней на пустыню (участок Дамаск-Пальмира (Тадмор)-Дейр-Эз-Зоур-Ракка-Алеппо с радиальными выездами), 1 день на Алеппо, 3 дня - восточные склоны гор (Алеппо-Хама-Латакия, Хомс-Дамаск), 2 дня - горы и побережье (Латакия-Тартус-Хомс) и 2 дня - Дамаск.
    Сирийская пустыня действительно пуста как планета Плюк. Там нет даже песка. В пустыне живут бедуины, растут колючки, летают орлы и мухи. Пустыню наглым образом прорезает река Евфрат, размерами с нашу Оку в районе Рязани или даже меньше.
    Вдоль Евфрата на несколько километров растут полезные растения, в основном хлопчатник, который собирают местные женщины. Граница плодородной почвы и Плюка видна невооруженным глазом. После Плюка и Евфрата редкие посадки чахлых сосенок и эвкалиптов у водохранилища имени Ассада выглядят райским садом, не говоря уже о садах и виноградниках на подъезде к Алеппо.
    Пейзажи к северу, западу и югу от Алеппо - каменистые склоны холмов, сады и деревья. Серые булыжники, усеивающие все вокруг смотрятся очень необычно.
    От Хамы вниз по Оронту и дальше в горы все зелёное. В долине Аль-Габ растет всё (особенно - хлопчатник), в горах растут сосны. Побережье застроено жильем, заводами и теплицами (!!!).
    К востоку от шоссе Хомс - Дамаск преобладает Плюк с марсианскими оттенками. Из крупных достопримечательностей мы не посетили юг страны - Босру и окрестности. У меня лично уже не хватило сил.
    Транспорт, дороги и дорожное движение.
    Самолётами Сирия небогата. Поэтому рейсы Сирийской Арабской Авиакомпании не подчиняются расписанию. Их можно понять. Мы на свою голову решили лететь этой славной компанией, потому что время прилета выглядело более привлекательно. В итоге самолет Москва - Дамаск задержался на 4 часа, обратно - на 5 часов. В обоих случаях самолет задержался прилетом то ли из Алеппо, то ли из Валенсии. В остальном - все нормально, персонал доброжелательный, как и вообще сирийцы. Да, манера вождения самолетов у них совпадает с манерой вождения машин: они не очень затейливо их водят. По дороге туда самолёт не сделал ни одного(!) виража и бумкнулся на полосу за 20 минут до расчётного времени, прямо у здания аэропорта. По дороге обратно самолёт, как нам показалось, затормозил в самом конце посадочной полосы. Из прочего общественного транспорта мной были испробованы автобус и такси. Автобус довольно комфортный, 380 км расстояния Хомс - Ракка проезжает за 3,5 - 4 часа и стоит около 100 рублей. Проводник дает попить воды неизвестного происхождения.
    Такси я использовал пару раз – добраться от автовокзала. Машины такси как правило паршивые, наша ВАЗ-2105 - далеко не худший из имеющихся вариантов. Цена на такси смешная по московским меркам. Такси в крупных городах составляют значительную часть дорожного движения. Лутц (бензин) гордой марки Super (аналог АИ-95, насколько полный - не могу судить) стоит повсеместно 20 руб. вне зависимости от крутости и месторасположения колонки.
    Съём машины нам обошелся в 40 долл. в сутки за маленькую Kia Morning (Picanta). Следующий уровень - Nissan Sunny (Almera) - стоил 70 долл. до торговли. Насколько я понимаю, реально скинуть цену на 10 или более долларов.
    Дороги бывают двух видов. Первый тип - шоссе. Покрытие у шоссе обычно хорошее, но на мостах или просто в чистом поле бывают неожиданные ямки. Шоссе Дамаск - Алеппо и Алеппо – Латакия - вполне цивилизованные дороги, по 2 полосы в каждую сторону с разделителем. Местные джигиты по шоссе долетают 350 км за 1,5 часа. По крайней мере они так говорят. Вторая категория - прочие дороги. На прочих дорогах помимо обычных ям и выбоин хаотически разбросаны лежачие полицейские произвольной формы и размера. Для нашей маленькой и тяжело груженой машинки еще одна особенность дороги была важна. Подъёмы и спуски в горах у них длятся практически непрерывно. То есть подъём без горизонтальных участков может длиться несколько километров, причем не всегда есть возможность разогнаться перед подъёмом. Иногда мы с трудом заползали в гору уже на первой передаче. Особенно радовали лежачие полицейские перед таким подъёмом. Дорожное движение в меру хаотическое. Регулярно попадаются машины, движущиеся по встречной обочине. Мотоциклисты полностью игнорируют других участников движения. Остановиться посреди улицы поздороваться - обычное дело.
    Ночная езда - отдельная песня. Мы были в шоке, когда, выехав на трассу, первый же встречный грузовик включил поворотник в нашу сторону. Мы затормозили, но грузовик так и проехал прямо. Потом всяческие подмигивания поворотниками и дальним светом со стороны встречных машин продолжались и мы догадались, что это они так здороваются. Многие машины оборудованы какими-то лампочками, расположенными где попало, к тому же стоп-сигналы тоже включают в систему светомузыки, что придет непередаваемый эффект. Другая крайность - ездить вообще без света. Такое тоже бывает и довольно часто.
    Кроме особенностей света, есть особенности перевозки грузов. Например, перевозка бочек на мопедах или перевозка длинной арматуры на машинах типа "Газели" с двухколесной тележкой, на которой лежит "хвост" арматуры или без тележки. Ситуация на дороге: подъезжаем по тёмной второстепенной дороге к Латакии. Вдруг впереди открывается главная дорога с ямами и хаотическим движением. Товарищ, сидевший за рулём даже перестал чистить стыренный в саду мандарин. Говорит: "Кирилл, что делать?!". Мой ответ сработал очень хорошо. Я сказал ему, чтобы он бибикал.
    В городах движение неспешное и опять-таки бестолковое. Пробок нет. Полиция полностью игнорирует ловкие перестроения и повороты из левого ряда направо и наоборот. Пару раз видели как кому-то выписывали штрафы. Что за тяжкое преступление они совершили - для нас осталось загадкой. Указателей на улицах городов нет совсем (вне городов они попадаются), так что ориентироваться в городах невозможно. Особенно страдали мы в Алеппо. Потом мы выработали правило номер 2 (первое - бибикать) - ехать за всеми. Очень помогает выехать на какую-нибудь главную улицу.
    Сирия и походный туризм
    Я изначально планировал лёгкий трекинг в сирийских горах, где-нибудь около Латакии. По мере того как поездка начала вырисовываться более чётко, перспектива трекинга меркла, а когда я увидел гору вещей, которые мы собирались с собой брать, я понял, что палатка уже вряд ли согласится ехать в моём рюкзаке. В поездке я понял, что и спальники с ковриками, которые я взял на всякий случай были лишними, потому что к вечеру прилично уставал и дополнительно тратить силы на лагерь не хотелось. Кроме того, чтобы походить по горам пришлось бы жертвовать днём-другим разъездов, а программа была настолько насыщена, что мы даже не смогли посмотреть всё, что запланировали в Москве.
    Если коротко, то в Сирии основной район, пригодный для туризма - горы. Это единственный район, где есть шансы поставить палатку в относительно безлюдном месте. Наверное, и в пустыне есть такие места, но возможностей набрать или купить воды в пустыне гораздо меньше чем в горах. В Интернете есть ссылки на трекинги в районе Латакии и Крак де Шевалье и отчеты с красивыми фотографиями.
    Велотуризм тоже возможен, но тоже с оговорками. С учетом особенностей национального вождения я бы по дорогам ездил очень осторожно. В принципе, у больших дорог в Сирии часто бывает обширная обочина, но часто по этой обочине едет встречный транспорт. Пустыня мне показалась вполне пригодной для катания по ней на великах даже без дорог. Мы на своей маленькой машинке однажды, не найдя дороги к замку поехали напрямую и не скажу, что это доставило нам или машине какие-то проблемы.
    Водный туризм может быть только на Евфрате. Там более 100 км неширокой реки с рукавами, перекатами и некой растительностью по берегам. Думаю, что оптимально сплавляться на надувных байдарках (потому что каркасники дорого везти). В Сирии есть возможности для спелеологии, но до пещер мы не доехали.
    Народ и партия Сирии.
    С виду народ и партия в Сирии едины. Партия там, кажется, одна - БААС (Партия Арабского Социалистического Возрождения). К слову сказать, отделения этой партии представлены во всех арабских странах, а правящей она является также в Египте и раньше - в Ираке. Первое лицо государства - президент Башар Ассад. Его лицо в любом населенном пункте глядит на тебя ясными глазами с каждого столба, а зачастую и в виде наклеек на машинах. Политику президента и правительства традиционно принято одобрять. Другим образом о политике говорить, по словам местных жителей, запрещено. Когда в ресторане мы обратили внимание на особо выдающийся портрет Б.Ассада и это увидел хозяин заведения, он сказал нам, что президент - very good. Мы сказали, что мы еще больше "КУ" господина Пэже. Впрочем, некоторые люди с трудом скрывают неодобрение курса.
    Кроме Башара в Сирии чтут еще двух Ассадов - его папу, Хафеза, и старшего брата (брат по - арабски - просто х..). Последние уже умерли, причем старший брат погиб в странной автокатастрофе и был записан шахидом (мучеником). В связи с этим Башару, офтальмологу по образованию, пришлось срочно переквалифицироваться в кадрового военного и получить звание полковника, чтобы принять власть после смерти отца. Сын папу любит и ставит везде памятники. Под Х.Ассада специально пришлось признать алавитов (особая секта, которой принадлежит семья Ассадов) мусульманами, потому что только мусульманин может стать президентом Сирии по конституции. По - почитаемости после Ассадов сразу следом идет Саладин. Это примерно как у нас - Сергий Радонежский и Александр Невский в одном лице.
    Государственная безопасность. GPS.
    Сирия - страна относительно спокойная, только вот не со всеми соседями она дружит. Даже не о всеми соседями граничит. Например, по официальной версии, у Сирии нет границы с Израилем. Зато есть граница с Палестиной. На сирийских картах турецкий город Антакья с прилегающими областями расположен в Сирии. Ну и на юго-востоке, где раньше у Сирии был вполне дружественный и братский Ирак, появилось оккупационное государство, откуда иногда прилетают американские вертолеты и прибегают беженцы. Через неделю после такого налета мы в Сирию и поехали. Марина о налете не знала, иначе бы все планы рухнули. В общем, сирийское отечество всегда по мнению властей постоянно в опасности. Его надо тщательно охранять не только при помощи армии, но и органов Госбезопасности.
    Отъехав от Дей-эз-Зура, ближайшего большого города к месту последнего американского налета, мы обнаружили, что за нами едет белый Пежо. Через некоторое время она исчезла и мы расслабились. После посещения Мари (это в 10 км от иракской границы и в 5 км от места налета) мы обнаружили, что за нами точно следят, что подтвердилось, когда мы остановились покормить ребенка. Захар угостился у ГБ-шников сигаретами и мы поехали дальше по плану, сопровождаемые внедорожником Мицубиси. На развалинах Дура Европос наши сопровождающие вызвали ключника, который нас бесплатно пустил внутрь. По результатам переговоров они представились туристической полицией, но документов не показали, зато дали Захару подержать автомат (китайский АК), предварительно отсоединив рожок. Далее Мицубиси сменился сначала мотоциклистом, потом белым Пежо. Белый Пежо нам даже указывал дорогу, когда мы с перепугу свернули не туда. В наших рядах возникла некоторая паранойя. Мы ясно видели, что, например, французы перемещаются как хотят безо всякого сопровождения. Возникло подозрение, что дело в GPS. Дело в том, что в самолете мы встретились с знакомой Марины, которая работает в турбизнесе, специализируясь на Сирии и Иордании. Эту знакомую встречал некий сириец, который настоятельно не рекомендовал нам кататься по Сирии ночью, а лучше ехать в Дамаск к нему в гостиницу. Мы сказали, что мы без проблем найдем дорогу в Пальмиру, потому что у нас есть GPS, на что он ответил, что GPS в Сирии запрещены и не работают. Второе оказалось неправдой, а первое - правдой. В общем, мы стали пользоваться GPS украдкой.
    На следующий день нас ждали в холле, снова сопровождали на выезде из Дейр эз-Зоура, указывали дорогу, потом отстали и снова появились к вечеру, когда мы приблизились к стратегической объекту - дамбе на Ефрате, за счет которой существует водохранилище им. Ассада. На дамбе мы предъявили паспорта, нас переписали и мы попросили проводить нас в крепость на озере, а потом и обратно, в ближайший город Ар-Ракка. В Ракке гэбисты сильно помогли, показав короткую дорогу к гостинице. День был долгим и трудным, поэтому мы как-то невнимательно ко всему относились: забыли закрыть машину, запирать двери... Утром я обнаружил, что GPS исчез. Причем исчез явно таким образом, что я его не снимал. Мы перерыли все вещи, номер, машину, допросили персонал и окончательно уверились, что все это козни спецслужб. Позвонили российскому консулу, который сказал, что мы сами лохи, а сопровождают нас правильно. Внизу появился, а потом исчез какой-то русскоговорящий араб. К моменту нашего отъезда наблюдения за нами не было. Мы точно уверились, что GPS взяли ночью спецслужбы, предварительно опоив нас снотворным (симптомы были сразу обнаружены). Около плотины нас снова наблюдали, а потом бросили. Погоревав, я предпочел не думать обо всей этой шпионской фигне, но через дня 3 мне позвонил русскоговорящий араб из гостиницы (сын владельца - Махмуд) и сообщил, что прибор нашли в ресторане. Мания преследования нас сразу не отпустила. Практически сразу после звонка около нас материализовалась некая машина доброжелательных сирийцев, которые показывали нам дорогу и ничего не делали, пока мы осматривали достопримечательности. Появилась версия, что мне позвонили, чтобы меня локализовать. Впрочем "сопровождение" покинуло нас на шоссе. Наутро я позвонил Маахмуду, чтобы дать адрес, куда отправить прибор, но оказалось, что GPS запрещен в Сирии и при отправке его почтой гарантированы разборки с компетентными органами. Поэтому за ним надо приехать лично. Жена решила, что мне пришел конец и в лучшем случае мне придется работать на сирийскую разведку. Еще через пару дней я сел в Хомсе на ночной автобус и прибыл в Ракку. Там я нашел Махмуда, который передал мне прибор, очень обидевшись на версию о том, что прибор у нас украли. Он со своим другом Алладином сказал, что те, кто за нами следил - "хуже СБУ" (они оба учились на Украине), что скорее всего нас приняли за американцев, за которыми следят после инцидента с финансовой поддержкой ими курдских сепаратистов и что у них есть хорошие друзья в спецслужбах и чтобы я к ним обращался если что. С этого момента мы наблюдения не ощущали, но и прибор не доставали.
    Поездка в Сирию, часть вторая читать прямо сейчас.

    Кирилл Кубанцев

    31.05.2009 02:48

    Посмотреть все рассказы этого автора


    Rambler's Top100 RBK Money