E-Mail Русский | English
Онлайн путеводители для активного путешественника. Фото, видео, отели, рассказы, отзывы.
  •     
  • Что посмотреть
  • Ват Сипуттабат


    Монастырь Ват Сипуттабат (wat Siphoutthabath) - храм дивного отпечатка стопы Будды» - имеет не только романтическое название, но и состоит из трёх частей – трёх небольших монастырей, объединённых в единое целое. С художественной точки зрения, это типичный образец позднего луанпабанского стиля, когда стало преобладать декоративное излишество. Посмотреть работу мастеров XIX века, конечно, интересно, но любителей загадок привлекает не это. Их цель – одна из частей комплекса – ват Пакхе (кхе – вид деревьев), точнее, резной рисунок на дверях, изображающий… иностранца! На дверях буддистского храма, в одном ряду с Буддой и мифологическими существами? И, как утверждают некоторые источники, это первый иноземец в Лаосе, голландец ван Вустхофф. Француз Фрэнсис Гарнье, побывавший здесь в 60-х годах XIX века с захватнической экспедицией, также опознал на изображении европейца, назвав в своих записях пагоду голландской. В действительности на южных дверях храма, смотрящих на Пуси, размещены две фигуры в почти зеркальном отражении, в одежде, напоминающую костюмы голландцев в период их морского владычества. Широкополые шляпы с перьями, длинные кафтаны с широкими кружевными воротниками явно выбиваются из привычных Азии фигур буддистского пантеона. На противоположных дверях ещё две фигуры в европейских костюмах. И пусть даже история не сохранила портрета ван Вустхоффа, но подсознание сразу говорит, что изображён именно он. Еще более убеждаешься в своём предположении, найдя записи, о его действительном посещении Вьентьяна в 1658 году. Вустхофф, узнав от торговцев смолой о существовании богатого королевства, поднялся из Пномпеня на лодках, был принят королём и быстро спроважен обратно. Однако всё не так. Вустхофф ни разу не был Луанпабане, это раз. Вряд ли его визит оставил столь глубокий след и сохранил детали его костюма в памяти лаосских монахов, что спустя двести (!) лет его решили в деталях воспроизвести на дверях нового монастыря. Это два. Ну, а третий факт вновь подкидывает история. Король Шантарата в 1861 году обратился к Китаю с просьбой оказать помощь в освобождении страны от Сиама. Приём, оказанный послам китайскими мандаринами в Кунмине, как раз и оставил благоприятное впечатление на короля. По его распоряжению китайцы и должны быть изображены на дверях. Но резчик, выполнявший работу, никогда не видел китайских вельмож. Зато из поездки послы привезли распространённые тогда в Китае картинки, изображающие «знатных заморских людей» – европейцев. Скорее всего, именно они и вдохновили мастера, изобразившего «китайских мандаринов».



    Ват Сипуттабат


    Комментарии

    Без комментариев



    Чтобы оставить свой комментарий, надо зарегистрироваться или войти под своим логином.


    Rambler's Top100 RBK Money